26 сентября. В этот день**:
1821 год
Кишинёв. Пушкин пишет портрет Калипсо Полихрони, которая произвела на него впечатление и с которой он стал часто встречаться.
1825 год
Петербург. П.А. Плетнёв в письме к Пушкину сообщает о подготовке для напечатания полученных им от Л.С. Пушкина стихотворений Пушкина: приводит оглавление, разбивку стихотворений на отделы, поправки, датировку, название и оформление этого издания. Сообщает об ответах А.А. Перовского (А. Погорельского) на нелепые вопросы критика по поводу «Руслана и Людмилы». Пишет о денежных расчётах с Л.С. Пушкиным. О петербургских друзьях. О том, что И.И. Козлов просил передать Пушкину историческую подробность о казни А. Шенье (по поводу стихотворения Пушкина «Андрей Шенье»).
Москва. П.А. Вяземский показывает А.Н. Верстовскому по просьбе Пушкина ноты «дикого напева» цыганской песни. Композитор подтекстовывает строку для пения, надписывает темп («Allegretto»), помечает нюансы, акценты.
1826 год
Москва. Художник Иосиф Вивьен рисует портрет Пушкина — первый из его портретов после возвращения из ссылки (бумага, итальянский карандаш).
Москва. З.А. Волконская посылает записку П.А. Вяземскому: «Дорогой Князь, приходите в воскресенье обедать ко мне, непременно; я кое-что прочту, что, Вам надеюсь понравится. Если мотылёк Пушкин уловим, привезите его ко мне. Быть может, он думает, что найдёт у меня многочисленное общество, как в последний раз, когда он был. Он ошибается, скажите ему это и приведите его обедать. То, что я буду читать, ему тоже понравится…».
1827 год
Михайловское. Пушкин пишет черновик письма к неизвестному лицу, в котором холодно просит его не «выдавать себя за представителя образованной публики и решителя споров трёх литератур».
Москва. Д.В. Давыдов в письме к Пушкину рассказывает о своём заочном знакомстве с Вальтером Скоттом, о получении от него портрета с автографом и о намерении послать в подарок для его коллекции оружие.
1828 год
Петербург. Граф П.А. Толстой получает от Государя текст доклада Временной Верховной комиссии об авторстве «Гавриилиады» с резолюцией царя, приказывающей сообщить Пушкину, что царь ему доверяет, но надеется на его помощь в отыскании истинного автора «Гавриилиады».
1829 год
Москва. Л. Обер, хозяин дома, в котором расположена гостиница «Англия» и где Пушкин оставил, уезжая на Кавказ, сундук со своими книгами, показывает Пушкину географический атлас к книге «Voyage de Chappe d’Auteroche en Russie et à la Tobolsk en Sibérie pour observer le passage de Venus sous le disque de Soleil» (1765), имеющейся у Пушкина, и дарит ему его.
1830 год
Болдино. Пушкин получает письмо от Н.Н. Гончаровой и челобитную от кистенёвских крестьян с просьбой «избавить от нынешнего правления» (убрать старосту М.И. Калашникова) и с обещанием «с усердием… повиноваться, и выполнять в точности… приказания».
Болдино. Пушкин делает на листе с черновым текстом последних строф девятой (ставшей в итоге восьмой) главы «Евгения Онегина» запись: «Письмо от N. Кист<енёвские> Кр<естьяне> пор<учение> (?), рt. <pest— т. е. чума> ка<рантины>».
Болдино. Пушкин записывает план — оглавление девяти глав романа «Евгений Онегин» («Хандра», «Поэт», «Барышня», «Деревня», «Имянины», «Поединок», «Москва», «Странствие», «Большой свет»), разделённых на три части. Здесь же указывает место и время создания каждой главы, выписывает эпиграф из П.А. Вяземского – «И жить торопится и чувствовать спешит» — «К<нязь> В<яземский>», ставит дату: «26 сент<ября>> и подпись: «А.Р.»; а ниже — время работы над романом: «7 ле<т> 4 ме<сяца> 17 д<ней>». На полях рисует ноги всадника и круп лошади; в левом углу — расчёт дохода с издания при тираже 2400 экз.
Болдино. Пушкин пишет черновой и беловой варианты стихотворения «Ответ анониму» («О, кто бы не был ты, чьё ласковое пенье»).
1831 год
Москва. А.И. Тургенев пишет в Лондон брату Н.И. Тургеневу о встрече с П.Я. Чаадаевым в Английском клубе, где «спорили о достоинстве стихов Пушкина и других, здесь во всю неделю читались всеми, — «На взятие Варшавы» и «Послание клеветникам России»… Александр Пушкин точно сделан биографом Петра I и с хорошим окладом, но ни он, ни Жуковский мне об этом не пишут, а слышу здесь от других. Ему открыты архивы о Петре, и это не одно сходство будет у него с Вольтером. Участь Петра Великого иметь историками — первых поэтов нации в их время».
1832 год
Москва. Пушкин получает от жены три письма сразу.
Москва. Пушкин посещает В.Ф. Вяземскую и встречается у неё с С.Д. Безобразовым.
Петербург. В.Д. Комовский пишет Н.М. Языкову: «Пушкина газета доселе ещё не подаёт знаков жизни. Греч уверяет, будто он хочет и ищет войти в семейство его и Булгарина, действовать в Сев. Пчеле, а Сына Отечества преобразить в Revue вроде английских трехмесячных…».
1834 год
Болдино. Брат Н.М. Языкова A.M. Языков заезжает на несколько часов к Пушкину в деревню и зовёт его на свою свадьбу свидетелем. A.M. Языков напишет позднее В.Д.Комовскому: «Он <Пушкин> мне показывал историю Пугачёва, несколько сказок в стихах, в роде Ершова, и историю рода Пушкиных» (отрывок из «Записок», так называемое «Начало автобиографии»).
Болдино. В письме к Н.М. Языкову, посланном с его братом, Пушкин объясняет, почему не может отправиться в Языково на свадьбу Александра Михайловича, и приглашает Николая Михайловича подумать об издании альманаха или журнала, потому что «щелкопёры нас одолевают. Пора, ей-ей пора дать им порядочный отпор». Сообщает, что на днях отправится в Петербург.
1835 год
Михайловское. Пушкин перебеливает рукопись стихотворения «Вновь я посетил».
Петербург. Ответ из Главного управления цензуры (№312) на запрос Пушкина от 28 августа, подписанный С.С. Уваровым гласит: «Управление определило объявить Вам, что рукописи, издаваемые с особого Высочайшего разрешения, печатаются независимо от цензуры Министерства народного просвещения, но все прочие издания… должны, на основании Высочайше утверждённого… Устава о цензуре, быть представляемы в Цензурный комитет, которым рассматриваются и одобряются на общих цензурных правилах».
1836 год
Петербург. Пушкин работает над беловой редакцией «Капитанской дочки». Переписывает набело первую часть романа и посылает её вместе с письмом цензору П.А. Корсакову, как человеку, умеющему «сочетать щекотливую должность ценсора с чувством литератора (лучших, не нынешних времен)». Просит взять под своё покровительство «Капитанскую дочку» и «сохранить тайну» его имени.