Архив

Политические игры на петербургском паркете. Пушкин – свидетель, участник… или жертва?

В сентябре 1815 года в Париже российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III подписывают договор о Священном Союзе, в основу которого был положен принцип легитимизма – поддержки властвующих династий, которым угрожали революции. Инициатором создания Священного Союза выступил Александр I. Европа при Священном Союзе сорок лет не знала большой войны; Крымская война началась из-за нарушения достигнутого после Венского конгресса равновесия. Италия стала объединяться, влияние Австрии слабело, Пруссия начала политику объединения германских государств, Франция и Англия обратили свои устремления на Балканы. Полем столкновения интересов европейских стран и препятствием на пути их реализации стала Россия.


Ужо вам…

Роясь в бумагах двадцатилетней давности, мы нашли пожелтевшую страницу газеты «День», выпущенной в день рождения Пушкина, 6 июня 1993 года со статьёй «Ужо вам…». Прочитав статью, убедились, что, хотя некоторые из хулителей Пушкина за это время канули в небытие или «перекрасились», затронутая в ней тема отнюдь не потеряла своей актуальности.


Неизвестная печать Пушкина?

Печать производит впечатление самодельной, ее оттиск не похож на оттиски печатей из «Английского магазина Никольс и Плинке». Правдоподобнее, что она была вырезана самим Пушкиным в годы его юности, а потом, забытая, лежала где-то до ноября 1836 года, когда Пушкину понадобилось чем-то запечатать письма, которые он разослал по своим друзьям. Кто знает, не хотел ли Пушкин позже, если бы дело не приняло столь серьезного оборота, показать с ее помощью, кок он отомстил Геккернам.


«Это дело, которое касалось одного меня»

«Пушкин погиб жертвою неприличного положения, в которое себя поставил ошибочным расчетом», — писал в своем дневнике весьма осведомлённый А. Н. Вульф. Что ж, если сводить причины гибели Пушкина только к истории с «безыменными письмами», может быть, это и так. Да, враги оказались более жестокими и коварными, чем предполагал сам Пушкин, а жена и друзья – менее чуткими и верными. И неожиданную горечь приобретают слова, сказанные умирающим Пушкиным своей жене: «Не упрекай себя моей смертью, это дело, которое касалось одного меня»…


…Без срока давности

В статье «Две пушкинские полустроки…» было высказано предположение о том, что последняя дуэль А.С.Пушкина была намеренно спровоцирована нидерландским посланником в России бароном Луи Геккерном и его «приемным сыном» Жоржем Дантесом, которых поэт за их гнусное поведение в отношении его жены Наталии Николаевны поставил в положение, грозящее разоблачением и позором. Два подлеца, сознательно ведя дело к поединку, который мог кончиться печально и для Дантеса, приняли, конечно, меры, чтобы в любом случае свести к минимуму риск смертельного исхода для молодого авантюриста. Какие?


Честь имею… А. Пушкин

В конце января 1992 года, накануне очередной печальной даты, мне позвонили с телевидения и предложили сделать фильм по моей новой версии дуэли А.С. Пушкина. Времени оставалось «в обрез». Работали сначала в моей квартире, потом – в квартире Пушкиных на Арбате. Вы можете посмотреть, что получилось из этого. Фильм этот – рабочий материал, смонтированный из обеих съёмок. 10 февраля 1992 года трансляцию по 1 каналу ОРТ прервали (желая показать открытие Зимних олимпийских игр), но почти сразу же возобновили.


Две пушкинские полустроки…

Всё началось около 25 лет назад вот с этой публикации в газете «Книжное обозрение». Нет, всё же на полгода раньше, когда я отпечатал на пишущей машинке (sic!) большую, многостраничную работу о письмах Пушкина и попросил моих друзей-филологов показать её выдающемуся учёному П.В. Палиевскому. Тот, прочитав и наложив «резолюцию»: «Это интересно», передал её В.С. Непомнящему. А дальше … см. ниже отзыв.