1 ноября*. В этот день:
1825 год
Париж. А.И. Тургенев записывает в свой дневник после посещения балета Россини «Сандрильона»: «Не раз вспомнил я прекрасные стихи Пушкина о Колосовой» («Кто мне пришлёт её портрет»).
1826 год
Москва. Пушкин переписывает набело стихотворение 1820 года «К***» («Зачем безвременную скуку»).
Зачем безвременную скуку
Зловещей думою питать,
И неизбежную разлуку
В унынье робком ожидать?
И так уж близок день страданья!
Один, в тиши пустых полей,
Ты будешь звать воспоминанья
Потерянных тобою дней!
Тогда изгнаньем и могилой,
Несчастный! будешь ты готов
Купить хоть слово девы милой,
Хоть легкий шум ее шагов.
Москва. Перед отъездом в Михайловское Пушкин заходит к В.П. Зубкову, но не застаёт его и извещает запиской, что уезжает «похоронить себя в деревне». Прикладывает к записке листок со стихотворением «Зачем безвременную скуку».
Москва. Уезжая в Михайловское, Пушкин оставляет М.П. Погодину писарскую копию трагедии «Борис Годунов» для копирования сцены в келье, предназначенной для публикации в первом номере нового журнала «Московский Вестник». 7 ноября Погодин запишет в дневнике: «Перепис<ывал> с восхищением Годун<ова>. Чудо!».
1827 год
Петербург. В «Санктпетербургских Ведомостях» № 87 повторено сообщение о поступившей в продажу в книжном магазине Глазунова третьей главе «Евгения Онегина» А. Пушкина и объявлено о продаже у книгопродавца Заикина книги: «„Цыганы» А.С. Пушкина. Писано в 1824 году. Цена 6 р.».
1828 год
Петербург. В № 131 «Северной Пчелы» напечатано объявление о том, что альманах «Северные Цветы на 1829 год» печатается и выйдет в свет к 25 декабря 1828 г.; в отделе «Новые книги» помещена рецензия на книгу «Опыты Александра Шишкова 2-го», которого обвиняют в подражании Пушкину.
Дерпт. Н.М. Языков в письме к А.Н. Вульфу отвечает на его сообщения о Пушкине: «Стихи Пушкина к Государю я знал давно <имеется в виду стихотворение «Друзьям»>. Радуюсь сердечно, что наконец Пётр, Мазепа и Полтава нашли себе достойного воспевателя. Желаю Пушкину долготерпения для этого труда божественного: больше желать ему нечего: его виктория на Парнасе так верна, как на небе луна…».
1829 год
Тверская губерния. Пушкин продолжает работать над <«Романом в письмах»>. Пишутся 3-е, 4-е – 10-е письма. На листе рукописи 8-го письма, в правой части листа, – рисунок лошади в боливаре и сюртуке (рисунок перевёрнут по отношению к тексту).
Москва. В журнале «Атеней» опубликована статья Н.Д. Иванчина-Писарева (подпись: «Н. И-П») «Мысли и замечания касательно современной Русской словесности», посвящённая трем её корифеям — Карамзину, Жуковскому и Пушкину. Пушкин, его талант и его творчество анализируются на фоне современной литературы: «Какой чародей Пушкин! Его гений, то бурный, то величественный как море… то независимый как цыганка, то мрачный как Трей, то лёгкий и резвый как незабвенная ножка, делает, что хочет из читателя!.. Волкан страстей — его сфера. Жуковский — целомудренная Афродита или Мадонна Рафаэля. Пушкин — Борец, Вакханка или Прометей Тицианов… Какой всеобъемлющий талант!.. Поэзия есть его владение. Он поэт народный… Он знакомит со всеми возрастами и всеми сословиями… его читают и в кабинете, и в будуаре, и у скромного комелька хижины».
1830 год
Болдино. Пушкин продолжает работать над «Историей села Горюхина». В автографе в конце главы «Баснословные времена. Староста Трифон» после фразы «Приступим теперь к самому повествованию» ставит помету: «1 ноябр<я>».
1831 год
Каймары. Е.А. Баратынский посылает Пушкину в «Северные Цветы» 2 стихотворения: «Мой Элизий» («Не славь, обманутый Орфей») и «Бывало, отрок, звонким криком»; об этом он сообщил И.В. Киреевскому (первое из стихотворений будет напечатано в «Северных Цветах на 1832 год»).
1832 год
Петербург. Пушкин знакомится с художником Г.Г. Гагариным, который 9 ноября 1832 г. напишет об этом матери: «Я познакомился с Пушкиным-автором. Мы в очень хороших отношениях. Я ему рисую виньетки для „Руслана и Людмилы»» (летом 1833 г. Гагарин выпустит литографию на тему пролога к «Руслану и Людмиле»).
Петербург. Пушкин пытается разобраться, куда ушли деньги, вырученные от продажи «Северных Цветов на 1832 год», и требует отчёта от О.М. Сомова, который начинает собирать счета.
Петербург. В столицу приезжает из Миргорода Н.В. Гоголь.
Москва. Московская дворянская опека утверждает опекунство над «повредившимся в уме» Н.А. Гончаровым, отцом Н.Н. Пушкиной; опекунство поручается Д.Н. Гончарову.
1833 год
Болдино. Пушкин пишет стихотворение «Осень (отрывок)» («Октябрь уж наступил — уж роща отряхает»); в беловой рукописи ставит помету: «1833 Болдино». В черновиках «Осени» – несколько рисунков: летящие птицы, перерисовка иллюстрации из книги «Мера за меру» Шекспира (в правой части листа нарисована группа стоящих людей и сидящая женщина, т.н. «Общество в гостиной») и рисунок на полях, связанный с Египтом: контуры древней статуи на ступенчатом пьедестале (одно из изображений фараона XVIII династии Аменхотепа III – перерисовка из какой-то книги).
Болдино. Пушкин начинает работать над второй половиной «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (начиная со стиха 297 — «Раз царевна молодая, Милых братьев поджидая»). В рабочей тетради (в «Сафьяновом альбоме») черновые строфы сказки соседствуют с черновиками второй части «Медного всадника» и следуют после пушкинской пометы: «31 окт<ября> 1833 Болдино 5 ч. — 5 <минут утра>». На одном из листов рукописи Пушкин рисует собаку.
Петербург. П.А. Вяземский пишет А.И. Тургеневу: «Пушкина ещё нет, он кочует в Оренбургских степях и будет сюда к концу месяца, и, надеюсь, привезёт гостинца, потому что теперь именно его рабочая пора».
1834 год
Петербург. Пушкин пишет последний из известных планов «Капитанской дочки» — так называемый «Валуевский», с новым героем: «Валуев приезжает в креп<ость>. Муж и жена Горисов<ы>. Оба душа в душу — Маша, их балованная дочь…». План охватывает лишь среднюю часть сюжета задуманного произведения, без начала и конца; он находится среди других записей Пушкина на обороте листа с текстом стихотворения барона А. Боде, датированного 28 октября 1834 г.
Петербург. Пушкин и С.А. Соболевский — в гостях у А.И. Тургенева, который отметил в дневнике: «У меня сидели Пушкин и Соболевский. Первый о Вольтере и о Ермолове: одного со мною о нём мнения. — О Ериванском Ермолове <Паскевиче>: всё перед ним ниц падает; лучше назвать Ерихонским».
Петербург. Пушкин расплачивается со слугами родителей, живущими в городе; в расходной книге значится сумма 168 руб.
Петербург. В 11-й книжке «Библиотеки для чтения» напечатаны «Два любопытные документа о Пугачёве» (1. Показание атамана Фомина. 2. Показание жены Пугачёва), в оглавлении прибавлено: «(сообщённые А.С. Пушкиным)». Им предпослано следующее объявление: «Спеша воспользоваться особенною вежливостью А.С. Пушкина, сообщившего нам из своей книги два весьма примечательные документа, мы помещаем их здесь, ещё до выхода «Истории Пугачёва», ожидаемой публикою с таким нетерпением… В „Истории Пугачевского Бунта» эти показания помещены в 70 примечании к главе ІV-ой части первой».
Тригорское. П.А. Осипова в письме Пушкину беспокоится о его трехмесячном молчании, от которого отец его «слёг в постель», просит написать скорее. Спрашивает, может ли Пушкин уплатить ей долг его родителей — 1870 руб., и если может, то просит внести эти деньги в ломбард как проценты за заложенное имение. Вместе с этим письмом отправляет и письмо Н.О. Пушкиной к Александру Сергеевичу.
1836 год
Петербург. Пушкин встречается днём с В.А. Жуковским, приехавшим из Царского Села, и с ним вместе навещает Карла Брюллова в его мастерской, где они встретили О.И. Сенковского и А.Н. Мокрицкого. Мокрицкий отметит в дневнике: «Зашёл к Брюллову… У него застал я Пушкина, Жуковского и барона Брамбеуса…».
Петербург. Пушкин отдаёт Н.В. Кукольнику, видимо, по его просьбе, для публикации в «Художественной Газете» стихотворения «На статую играющего в бабки» и «На статую играющего в свайку».
Петербург. Вечером Пушкин читает у П.А. Вяземского свой новый роман «Капитанская дочка». Присутствуют В.А. Жуковский, Виельгорские и др. Вяземский напишет И.И. Дмитриеву на следующий день: «Есть главы превосходные, и вообще много живости и верности исторической и нравонаблюдательной. Она будет напечатана в следующем № „Современника»».
Петербург. Л.И. Голенищев-Кутузов записывает в дневнике о своём решении выступить с возражениями Пушкину по поводу стихотворения «Полководец»: «Пушкин написал стихотворение… к портрету Барклая, находящемуся в военной галерее, и высказал между прочим, что это он спас Россию, что русские были неблагодарны и не поняли этого…».