27 сентября. В этот день**:
1822 год
Кишинёв. Налюбовавшись «Кавказским пленником», полученным в посылке от Н.И. Гнедича вместе с 500 рублями за издание поэмы и с поэмой Байрона «Шильонский узник» в переводе В.А. Жуковского, Пушкин пишет в Петербург Гнедичу благодарственное письмо.
1825 год
Москва. В Большом театре идёт «Финн», «волшебная комедия в стихах А.А. Шаховского (взято из поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина)». Участвуют П.С. Мочалов и М.С. Щепкин.
1828 год
Тульчин Подольской губернии. В штабе армии офицер В.И. Карлгоф читает полученные им в рукописи стихотворения Пушкина: «одно по случаю милостей, оказанных ему имп. Николаем Павловичем <«Друзьям» («Нет, я не льстец»)>, а другое „Утопленник»».
1829 год
Тригорское. С.Л. Пушкин пишет дочери, О.С. Павлищевой: «Александр скоро будет обратно, также и Леон. В этот день я очень буду счастлив…».
1830 год
Болдино. Пушкин, бывая среди крестьян, слушает и записывает народные песни.
Болдино. Пушкин говорит своим мужикам «проповедь» о холере (В 1833 г. в Нижнем Новгороде он расскажет об этом губернаторше А.П. Бутурлиной. По её словам, Пушкин: «…Увещевал их. „И холера послана вам, братцы, оттого, что вы оброка не платите, пьянствуете. А если вы будете продолжать так же, то вас будут сечь. Аминь!»»).
Болдино. Пушкин пишет стихотворения «Пред испанкой благородной» и «Из Barry Cornwall» (вольное переложение песни анлийского поэта; её первая строчка служит Пушкину эпиграфом: «Here’s health to thee, Mary» ).
Пред испанкой благородной
Двое рыцарей стоят.
Оба смело и свободно
В очи прямо ей глядят.
Блещут оба красотою,
Оба сердцем горячи,
Оба мощною рукою
Оперлися на мечи.
Жизни им она дороже
И, как слава, им мила;
Но один ей мил — кого же
Дева сердцем избрала?
«Кто, реши, любим тобою?» —
Оба деве говорят
И с надеждой молодою
В очи прямо ей глядят.
1831 год
Царское Село. Пушкин набрасывает план, разработку сюжета, записывает отдельные сцены и эпизоды кавказской повести <Роман на Кавказских водах>. Один из первых вариантов плана он пишет на чистых листах записки от Е.М. Хитрово о стихах «На взятие Варшавы». На одном из листов Пушкин рисует портрет героини, прототипом которой, возможно, была А.А. Римская-Корсакова, на других листах — голову лошади, футляр для карт, птицу, кусты, ветку дерева над пнём, горы, перерисовывает виньетки из книги Guiraud «Césaire» (1830).
1832 год
Москва. Пушкин пишет письмо к Наталье Николаевне, в котором благодарит жену за три её письма сразу, за то, что она рано ложится спать. «Нехорошо только что ты пускаешься в разные кокетства; принимать Пушкина тебе не следовало, во первых потому что при мне он у нас ни разу не был, а во вторых, хоть я в тебе и уверен, но не должно свету подавать повод к сплетням… деру тебя за ухо и цалую нежно, как будто ни в чем не бывало». Пишет, что живёт смирно и порядочно, хлопочет по делам, слушает П.В. Нащокина и читает мемуары Дидро, был у В.Ф. Вяземской. «Сегодня еду слушать Давыдова, не твоего Супиранта <вздыхателя> а Профессора; но я ни до каких Давыдовых, кроме Дениса, не охотник — а в Московском Университете я оглашенный. Мое появление произведёт шум и соблазн, а это приятно щекотит мое самолюбие».
1834 год
Болдино. Пушкин составляет план отдельного издания сказок в одной книге под названием «Простонародные сказки». Планирует печатать их «с дозволения правительства», а не общей цензуры; в список включены: «I Сказка о женихе II О Царевне Лебеди / III О мертвой царевне / IV О Балде / V О золотой рыбке / VI О золотом Петушке».
Болдино. Пушкин завершает повесть «Кирджали».
1835 год
Михайловское. Пушкина навещает барон Б.А. Вревский, писавший позже А.Н. Вульфу, что застал Пушкина за работой, что-то пишущим — «может быть, историю Петра Великого».
1836 год
Петербург. Пушкин посещает вместе с женой осеннюю выставку работ молодых художников, кончающих в этом году Академию художеств; он знакомится с молодым И.К. Айвазовским, который позже вспоминал: «…узнав, что я крымский уроженец, великий Поэт спросил, из какого города, и если я так давно уже здесь, то не тоскую ли я по родине и не болею ли я на севере»…
…Пушкину, по словам Айвазовского, очень понравилась «картина художника Лебедева, даровитого пейзажиста», и скульптуры Н.С. Пименова и А.В. Логановского, изображающие народные игры в бабки и в свайку…
…Президент Академии, А.Н. Оленин представил Пушкину скульптора Н.С. Пименова, и, по преданию, Пушкин, пожав художнику руку, сказал: «Слава Богу! Наконец и скульптура в России явилась народная». По словам скульптора, Пушкин тут же написал четверостишие «Юноша трижды шагнул, наклонился рукой о колено» («На статую играющего в бабки»), вручил листок художнику, пожал ему руку и пригласил к себе.
Петербург. Пушкин пишет стихотворение «На статую играющего в свайку» («Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый»), посвящённое скульптуре Логановского, представленной на выставке в Академии художеств.